Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Саратов
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск







































Аналитика

Северный морской путь: Россия делает странам Арктики выгодное предложение

Северный морской путь: Россия делает странам Арктики выгодное предложение
Фото 10na10.ru
Выгодный, перспективный, технологичный? Каким будет новый транспортный узел?

Арктический феномен

Уже через пять лет Северный морской путь должен стать глобальной транспортной артерией, отодвинув на второй план Суэцкий канал. А это, в первую очередь, прибыль для России. К 2024 году грузоперевозки доберутся до отметки в 80 миллионов тонн. И это не смелые прогнозы, а конкретная задача, поставленная перед правительством президентом России Владимиром Путиным в рамках прошедшего в Санкт-Петербурге Международного арктического форума.

Двух мнений о целесообразности этого маршрута быть не может. Одного взгляда на карту мира достаточно, чтобы понять, насколько короче по срокам могут быть поставки, а, соответственно, и дешевле логистика при использовании Северного морского пути (СМП).

Через Суэцкий канал – ныне крупнейший транспортный узел – Петербург и Владивосток разделяет 23 тысячи километров. Через Северный морской путь эти две географические точки находятся гораздо ближе – 14 тысяч. От Иокогамы до Мурманска через СМП можно добраться быстрее в два раза – всего 5 770 морских миль. Однако пока Севморпуть используют лишь 100 судов в год, а Суэцкий канал – 18 тысяч.

Дело за формированием инфраструктуры. Это и ледокольное сопровождение, и оборудованные порты, железнодорожные и автомобильные магистрали к ним, средства навигации, метеонаблюдения – все для обеспечения коммерческого плавания. На эти цели предусмотрено уже сейчас 735 миллиардов рублей. Из государственной казны пока лишь треть – 274 миллиарда. Остальное — 460 миллиардов – возьмут на себя инвесторы — Росатом и «Новатэк».

Тема строительства инфраструктуры несомненно стала ключевой в Санкт-Петербурге, где с 9 по 10 апреля проходил Международный арктический форум. О тенденции и планомерном выходе России на грузоперевозки в 80 миллионов тонн говорил президент России Владимир Путин на пленарном заседании.

«В послании Федеральному собранию 2018 года уже отмечалось, что наша цель – существенно нарастить здесь объём грузоперевозок. Только по Севморпути – до 80 миллионов тонн уже к 2025 году. Ещё 10–15 лет назад эта цифра казалась абсолютно недостижимой. Сейчас это реалистичная, просчитанная и предметная задача. По итогам прошлого года объём перевозок по Севморпути уже достиг 20 миллионов тонн. И это втрое – я хочу это подчеркнуть, – втрое выше советского рекорда, поставленного в 1987 году. Тогда Советский Союз провёл по этому пути 6,5 миллиона тонн. А сейчас – двадцать», — пояснил российский лидер.

К повышенным обязательствам в России готовятся. Как пояснил глава государства, уже сейчас в Петербурге строятся три ледокола: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». К 2035 году Арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжёлых линейных ледоколов, в том числе девять атомных.

Инвесторов же Путин призвал взвесить выгоду от капиталовложения в арктический проект. Обрисовал для них он и дополнительную выгоду. Для всех – безопасность и приемлемые цены на услуги. Например, ледокольное сопровождение, минимизация тарифной нагрузки на перевозчиков. Для инвесторов же особые преференции — льготные ставки на прибыль, понижающие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых и в заявительном порядке возмещение налога на добавленную стоимость, упрощённый порядок предоставления земельных участков и неизменность условий реализации инвестпроектов.

«С учётом особенностей Арктики – преференции для инвесторов должны быть и будут здесь, как говорится, ещё более продвинутыми, более устойчивыми», — с уверенностью заявил Путин с трибуны Арктического форума.

И это только вершина «арктического айсберга». Президент дал поручение о разработке соответствующего закона, который должен быть принят Государственной думой уже в осеннюю сессию.

Воодушевление Путина разделили и коллеги, несмотря на то, что прямо о заинтересованности в инвестировании российских проектов не было сказано. Лидеры Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции указали на важность сотрудничества в регионе.

Опираясь на мнения экспертов, финский президент Саули Нийнистё заметил, что в основе решения экологической проблемы в Арктике стоит, в том числе и устойчивое судоходство.

«На отдельном мероприятии, которое Финляндия проводила на Арктическом форуме, эксперты, представляющие правительство, науку и бизнес, назвали две возможности решения проблемы, связанной с выбросами сажи в Арктике. Первая – это модернизация устаревших электростанций, а вторая – это инвестиции в чистое и устойчивое судоходство. Эти подходы не только положительно скажутся на климате и на здоровье, но они также будут позитивны для экономики», — пояснил Нийнистё.

О приверженности сотрудничеству и практически адресной «заботе» о судах, которые будут использовать Севморпуть, говорил на Арктическом форуме и руководитель российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.

«У России имеется уникальный опыт обеспечения правильной работы и деятельности в высоких широтах, и мы готовы обеспечивать поддержку всем судам, которые проходят по Северному морскому пути. Мы развиваем портовую инфраструктуру, навигационные и гидрографические возможности этой транспортной артерии, а также возможности поиска и спасания», — пояснил министр.

Ранее о заинтересованности иностранцев в инвестировании в Арктический кластер сообщил Путину глава «Роснефти» Игорь Сечин во время встречи в Кремле. По его словам, сигналы поступают и от западных партнеров, и от инвесторов из Юго-Восточной Азии.

«Арктический кластер может обеспечить добычу нефти уже к 2024 году. К 2024 году – первая фаза, с ростом до 100 миллионов тонн к 2030-му. Объединённые активы станут центром привлечения стратегических инвесторов. Мы в этом ключе уже работу проводим. Проявлен интерес со стороны крупнейших западных инвесторов и из Юго-Восточной Азии. Что, безусловно, создаст условия для ускоренной мобилизации ресурсов, а также комплексного развития смежных отраслей», — заявил Сечин.

Другая энергетическая составляющая – газ – также успешно развивается в регионе.

«Создали новые газотранспортные мощности для вывода газа с Ямала. В рамках Северного коридора мы ввели газопровод «Ухта – Торжок – 2». Северный коридор становится самым главным, самым важным для поставок газа российским потребителям, для распределения газа внутри страны ну и, конечно же, для поставок газа на экспорт», — заявил на встрече с Путиным в середине марта глава корпорации «Газпром» Алексей Миллер.

Территория напряженности

Арктика – это сосредоточение источников энергии. Это, конечно, СПГ с полуострова Ямал, который экспортируется на китайский рынок и в Европу. По оценкам экспертов, в регионе может храниться до одной пятой всех запасов нефти мира. А это значит, что Арктические территории становятся точкой пересечения геополитических интересов.

Можно констатировать, что желание США перетянуть на себя одеяло в Арктике не ослабевает. Со стороны Вашингтона все чаще звучат призывы к интернационализации Северного морского пути. Белый дом опасается господства России в регионе. Командующий ВС США в Европе генерал Кертис Скапарротти заявил, что Штаты готовы сдерживать Россию в Арктике. Глава МИД Сергей Лавров в ответ на это заявил, что США считают, что сами могут устанавливать правила игры в мире, это вызывает сожаление.

Однако иногда даже Штаты вынуждены кусать собственный хвост. О коллапсе с санкциями Путин также рассказал во время форума.

«Вы говорили об ограничениях. Да, они существуют, они вредят, конечно, и санкции, и прочее, но они не могут остановить этот процесс, освоение Арктики в том числе. Напомню ещё раз: как бы санкционные инструменты ни работали, а первая отгрузка с «Ямал-СПГ» пошла в Соединённые Штаты. Смешно, но факт. И, по-моему, продолжается торговля. Потому что там, где выгодно нашим американским партнёрам и друзьям, они всё реализуют. Если невыгодно – значит, они что-то там закручивают. Но если невыгодно им. На интересы других стран они как-то в последнее время не очень обращают внимание. Ну, так вот, мы другие проекты будем реализовывать и этот будем расширять», — заверил Путин.

Тем временем, пока Штаты вводят санкции, покупают сжиженный природный газ у России, Москва продолжает осваивать Арктику. И это не только инфраструктура для Северного морского пути, но и создание мощной научной базы в регионе, а также кадровой и технологической.

«Мы уже приступили к созданию в регионах страны научно-образовательных центров, которые интегрируют возможности университетов, исследовательских институтов, бизнеса, реального сектора экономики. Такой центр обязательно будет и в одном из наших арктических регионов и должен обеспечить как развитие фундаментальной науки, так и решение прикладных, практических задач освоения Арктики», — пояснил президент.

Один из первых результатов форума – соглашение ЯНАО с НОВАТЭКом о сотрудничестве. Подписанное соглашение охватывает поддержку образовательных проектов, а также коренных жителей Ямала, которые ведут традиционно кочевой образ жизни. О важной договоренности проинформировал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов в социальной сети Intagram.

«Появление в регионе таких предприятий, как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», кроме экономического эффекта, влечёт за собой реальные изменения в жизни людей. Силами компании построена новая школа в селе Гыда — с лингафонными кабинетами и кинопроектором. Запущен рыбоводный завод на реке Собь: в прошлом году в Обь мы выпустили 30 миллионов мальков сиговых. Большую поддержку компания оказала коренным малочисленным народам Севера», — написал глава региона.

Пока в Вашингтоне изобретают новые методы, чтобы ограничить влияние Москвы в регионе, Россия сама развивает Арктику и Северный морской путь. Удобство, безопасность и экономическая выгода очевидна всем партнерам.

Киноактриса Мария Белло радует поклонников своей формой и в 52. Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Новости
Яндекс.Метрика